Великая Моравия – первое стабильное государственное образование западных славян в Центральной Европе. В 833-907 годах империя распространялась в основном на территорию современных Моравии, Словакии и Венгрии, а с 867 года в ее состав, вероятно, входили также Богемия и часть Малой Польши.
Возникновение Великой Моравии
Вероятный предшественник Моравского княжества существовал уже в VII веке. Все исторические источники умалчивают о периоде до образования Моравского государства, поэтому неясно, что происходило на моравской территории. Однако археологические источники доказывают существование местной элиты уже во второй половине VIII века, ориентированной на Аварский каганат.
После того как в конце VIII века Аварский каганат рухнул под натиском войск Карла Великого, местная элита стала больше ориентироваться на франкскую культуру и стабилизировала свою власть. В начале IX века возникли два княжества, которые вели политическую борьбу друг с другом – Моравская империя князя Моймира I, вероятно, базировавшаяся в Микульчице на юге Моравии, и Нитранское княжество с центром в Нитре на юго-западе Словакии, где проживал князь Прибина.

Как показывают некоторые исторические данные, в 822 году моравцы все еще были племенем, а не княжеством, управляемым одним князем. Их посланники вместе с посланниками других славян и авар прибыли к Людовику Благочестивому, когда тот в ноябре 822 года созвал во Франкфурте общий съезд для обсуждения дел восточной части империи. Участие моравов в обязательном съезде и тот факт, что они пришли «с дарами» (возможно, налогами и данью), показывает, что в то время моравы были подданными и данниками Франкской империи. Однако уже в то время внутри моравского племени, вероятно, происходила значительная борьба за власть, которая в 930-х годах привела к двум важным событиям: официальному «крещению Моравии» и изгнанию Прибины из Нитры.
Христианство
Христианство начало проникать в Моравию на рубеже VIII и IX веков. Славянская аристократия в Паннонском регионе в начале IX века приняла христианство как часть своего образа жизни, следуя примеру франкских дворян. Их образ жизни стал предметом подражания как некий благородный стандарт.
Вероятно, именно в 831 году произошло так называемое крещение всех моравцев, в ходе которого князь Моймир и его сторонники приняли крещение от рук епископа Регинхара из Пассау. Это было официальное крещение, которое, хотя и было принято только князем и его окружением, было обязательным для всего моравского племени. Несмотря на это, моравское общество оставалось частично языческим.
В результате принятия христианства для Моймира и его преемников стало усиление власти правителя, который на протяжении всего времени существования Великой Моравии действовал как самодержавный правитель. Хотя важные решения он принимал вместе со своим окружением.
В 833 году князю Моймиру удалось изгнать Прибину из Нитры, присоединив его княжество к своему, и этот шаг называют созданием Великоморавской империи. Моймир стал первым правителем Великой Моравии.
Миссия Кирилла и Мефодия
После смерти Моймира I вторым великоморавским князем стал его племянник Ростислав ( также Растислав). Он княжил в 846-870 годах.
Ростислав был посажен на княжеский престол Людовиком Немецким, правителем восточной части распавшейся Франкской империи. Людовик Немецкий считал Ростислава своим протеже, если не вассалом, и предполагал, что князь подчинится его политическим интересам в Центральной Европе. Однако с 850 года Ростислав разорвал отношения с Восточно-Франкской империей. Чтобы уничтожить восточнофранкское влияние, Ростислав изгнал латинских священников. В 855 году Людовик Немецкий попытался наказать Ростислава за неповиновение и вторгся в Великую Моравию. Его войска дошли до главной крепости Ростислава, но великоморавская армия предприняла успешную контратаку. Затем Ростислав преследовал восточнофранкские войска через Дунай.
После 860 года Ростислав отправил посланника к папе Николаю I и попросил у него «учителя», чтобы обеспечить углубление христианской веры в Великой Моравии и воспитание достаточного количества местных священников. Отправка учителя должна была стать лишь первым шагом на пути к созданию в Моравии независимой церкви во главе с архиепископом. Однако папа нуждался в союзе с императором Людвигом Немецким, он не посмел ответить на просьбу Ростислава согласием.
Потерпев неудачу в Риме, Ростислав направил аналогичное послание византийскому императору Михаилу III. Тот удовлетворил его просьбу и отправил в Моравию миссию во главе с одним из самых выдающихся византийских ученых того времени. Это были Кирилл и его брат Мефодий.

Несколько лет миссионерской службы Кирилла и Мефодия заложили необходимые основы для последующего строительства независимой церкви. Кроме того, миссионеры внесли огромный вклад в развитие славянской культуры. Одним из важнейших деяний стало создание славянской письменности (глаголицы). Однако в X веке славяне перешли на латиницу и кириллицу, и глаголица перестала использоваться.

Правление Святоплука I
В 870 году франки оккупировали моравскую часть Великой Моравии. Князя Ростислава пленили, а управлять землями назначили графов Вильгельма и Энгильсалека. Через год франки захватили и племянника Ростислава Святоплука I, который все еще правил в Нитрийской вотчине.
В 871 году вспыхнуло восстание, и франки стали быстро терять влияние в Моравии. Король отпустил Сватоплука при условии, что тот поможет ему вернуть империю. Однако Сватоплук перешел на сторону восставших, взял на себя их командование и изгнал франков из Великой Моравии. В последующие годы он успешно отстаивал независимость Великой Моравии.
После смерти Мефодия (885) Святоплук начал поддерживать латинскую литургию вместо славянской. Тем не менее, старославянский язык как миссионерский продолжал цениться и одобряться папой.
Примирение с соседней Франкской империей позволило Сватоплуку укрепить свои военные силы и начать территориальное расширение Великой Моравии.

На момент своего наибольшего могущества Великая Моравия занимала территории:
- современная Моравия и Словакия;
- современная Богемия;
- части современной Верхней и Нижней Австрии – к северу от Дуная;
- области вдоль верхней Вислы (современная Малая Польша) и Одера (современная Верхняя Силезия).
После смерти Святоплука I летом 894 года земли Великой Моравии наследовал его сын Моймир II. Преемник заключил мир с баварами. К июлю 895 года от Великой Моравии отпала Богемия.
В 898 году младший брат Святоплук II, поддержанный маркграфом Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Несмотря на помощь баварцев, Святоплук был разбит и свергнут с престола. Он был вынужден искать убежища в Баварии. Моймир II сумел изловить бунтующего брата.
Восстановление Моравского архиепископства
После того как Моймиру II удалось упрочить положение в Великой Моравии (весной 899 года) он направил Папе послание с просьбой о восстановлении Моравского архиепископства. Недавно избранный Папа Иоанн IX решил отправить трех своих легатов в Моравию, чтобы восстановить моравскую церковь. Таким образом, моравская церковная провинция была полностью сформирована.
Конец Великой Моравии
Великая Моравия распалась из-за внутренних противоречий, а также набегов венгерских кочевников.
В Фульдских хрониках говорится о венгерском походе на территорию паннонских славян:
«Авары, называющие себя венграми, перешли Дунай и не творили ничего, кроме злодеяний. Они убивали мужчин и женщин, захватывали молодых девушек и уводили, как скот. Они превратили всю Паннонию в пустыню».
Уже в 903-904 годах так называемый Раффельштеттенский таможенный тариф доказывает, что Великая Моравия в то время считалась надежным торговым партнером. Однако ситуация изменилась в 904 году, когда венгерский каган Куршан и вся его свита были убиты в Баварии. Впоследствии (905 г.) венгры заключили союз с Беренгаромом I Фриульским, что усилило раскол элиты Великой Моравии.
С 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал нападения венгров (иногда с помощью баварских войск). Моймир II и Святоплук II предположительно погибли в 907 году в битве при Пресбурге. Военное поражение моравского войска привело, видимо, к народному восстанию, сопровождавшемуся языческой реакцией, о чём свидетельствуют археологические находки.
На период с 875 года по 950 год, по археологическим данным, приходится расцвет моравских поселений. Ни один могильник не перестал использоваться до 950 года. Убыль населения в Моравии наблюдается лишь во второй половине X века. Население Великой Моравии бежало в соседние страны.
Судя по археологическим раскопкам, в ядре Великой Моравии на территории современной Моравии, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов». Но ряд других центров продолжал существовать. Поселения венгров находились на южной окраине этой территории и восточной — на территории современной Словакии. Меньшинство мораван, не желавшее покоряться мадьярам, эмигрировало, частично — в пределы Руси.
Читайте по теме: символы чехии, история чехии, чехия