Кофола (Kofola) – чехословацкая компания, которая производит одноимённый газированный безалкогольный напиток. Главный офис компании расположен в Крнове. Это главный конкурент Coca-Cola и Pepsi в Чехии и Словакии. Компания является одним из ведущих производителей и дистрибьюторов безалкогольных напитков в Центральной и Восточной Европе.
Как началась Kofola
Kofola была создана по распоряжению высшего государственного руководства. В социалистические времена было решено создать чисто чехословацкий напиток, способный конкурировать с западными колами. Амбициозная задача была поставлена перед специалистами Объединенных фармацевтических заводов Spofa Praha.

Результатом двухлетних исследований команды доцента Зденека Блажека стал сироп Кофо – смесь из 14 натуральных веществ. Травы, фрукты и кофеин легли в основу легендарного напитка. Этот же состав радует своим вкусом и по сей день.
В отличие от Pepsi или Coca-Cola, Кофола содержит на 30% меньше сахара, примерно на 56% больше кофеина и не содержит фосфорной кислоты.
Первые бутылки были разлиты в Праге в марте 1960 года. Затем началось масштабное производство в Опаве, на национальном предприятии Galena.

Кофола сразу же стала очень популярной. Производство газированного напитка распространилось более чем на 120 предприятий по всей Чехословакии.
В начале 1970-х годов годовое производство достигло ошеломляющих 180 миллионов литров. Спрос был настолько велик, что иногда даже не хватало сырья.
Жертва Бархатной революции
Как и у многих предприятий, у Kofola в начале 1990-х годов наступили тяжелые времена. Иностранные компании заполонили внутренний рынок. Предприятие Galena, которое производила напиток Kofola, была продана иностранцам.
Galena переходила из рук в руки, и традиционный газированный напиток постепенно исчезал с рынка. Казалось, что он даже совсем исчезнет. В 1993 году чешский предприниматель греческого происхождения Костас Самарас вышел на внутренний рынок и стал ключевой фигурой в будущем Кофолы.
Подъем производства Kofola
Самарас купил содовый завод в Крнове и вместе со своим сыном, зятем и еще двумя партнерами открыл семейный бизнес под названием Santa Nápoje. Постепенно они своей продукцией вышли из региона в другие части страны. В конце 1990-х годов молодые производители напитков начали искать сильный бренд, который помог бы им развиваться.
Ключевой момент наступил в 2002 году, когда появилась возможность выкупить рецепт и торговую марку Kofola у компании Galena, а точнее, у ее нового американского владельца компании Ivax. Это была самая крупная сделка с интеллектуальной собственностью и по сегодняшний день. А в то время тем более никто не верил, что покупка Kofola за 215 миллионов чешских крон действительно имеет смысл. К тому моменту популярный газированный напиток производили на предприятиях по всей стране. Другим производителям пришлось переименовывать свою продукцию. Среди наиболее известных можно назвать словацкие Hejkola и Šofocola. Впоследствии Šofocola была переименована в Lokálka, но это тот же напиток.
Традиционная Kofola снова начала подниматься. Появились слоган «Если любишь, то не о чем беспокоиться». Популярности прибавила и легендарная рождественская реклама с золотым поросенком. Кофола стала символом Рождества.

Самарасы начали инвестировать в инновации. Они расширили не только ассортимент, но и количество производственных предприятий. В том же 2002 году компания построила новый завод в словацком городе Раецка-Лесна.
В 2003 году Santa nápoje сменила название на Kofola, a.s. а позже на Kofola ČeskoSlovensko a.s.

Помимо Кофолы компания производит другие безалкогольные напитки: родниковую воду Rajec, свежие фруктовые соки UGO, сиропы Jupí и детский напиток Jupík, RC Cola по лицензии. С 2008 года к ним добавился виноградный напиток Vinea.
Кофола сегодня
Сегодня под логотипом Kofola ČeskoSlovensko представлено более 20 брендов, включая Rajec, Vinea, Korunní и Ondrášovka, Jupí и Semtex. Помимо Чехии и Словакии, компания работает в Словении, Хорватии и Польше.

В 2023 году компания даже купила яблоневые сады у подножия Низких Есеникских гор, где выращивают особые сорта для своих напитков.

Читайте по теме: предприятия чехии, чешская экономика, интернет в чехии, мобильная связь