Йозеф Рессель

Йозеф Рессель, Josef Ludvík František Ressel, чешские ученые, чешские изобретатели, судовой гребной винт

Йозеф Рессель – чешский изобретатель, который смог совершить революцию в морском транспорте. Его идея используется на судах по всему миру по сей день. Печально, но еще при жизни у него украли его изобретение. Он так и не получил заслуженного признания.

Талантливый юноша из бедной семьи Йозеф Рессель (Josef Ressel), благодаря своей изобретательности добрался до самого императора и в итоге изменил способ передвижения судов по морям и океанам.

От художника к леснику

Йозеф Людвиг Франц Рессель (Josef Ludvík František Ressel) родился 29 июня 1793 года в городе Хрудим Пардубицкого края, который в то время входил в состав Священной Римской империи под управлением Габсбургской монархии. Его отец Антон Герман Рессель имел немецкое происхождение, а мать Мария Анна Конвичкова была чешской. В семье говорили в основном на чешском языке. Рессель всю жизнь считал себя не только чехом, но и искренним патриотом своей родной страны.

Молодой Йозеф обладал выдающимся живописным талантом, который открыл ему путь к образованию. Его миниатюра битвы под Лейпцигом настолько очаровала самого императора Франца I, что он назначил ему стипендию из личных средств. Рессель на эти деньги смог закончить Лесную академию Мариабрунн. Однако судьба завела его в другом направлении – он выучился на лесничего и большую часть жизни провел в портовом городе Триест. Его работа заключалась в обеспечении поставок качественной древесины для военно-морского флота. Именно там родилась идея, которая должна была изменить морские перевозки.

Вдохновение от моряков

Работая лесничим, он часто слышал от моряков об их проблемах. Парусные суда были совершенно беспомощны во время штиля, а пароходы с гребным колесом были слишком громоздкими. Рессель решил эту проблему. Он вдохновился старым винтом Архимеда и после долгих испытаний пришел к революционному решению – корабельному винту, расположенному под килем судна.

Josef Ludvík František Ressel, чешские ученые, чешские изобретатели, судовой гребной винт
Винт Архимеда

Ключевые этапы его открытия

  1. Первый успешный эксперимент на корабле Чивета в Триесте.
  2. Рессель определил правильную форму винта и его идеальное расположение под килем.
  3. Его изобретение заменило неэффективный колесный привод.
  4. Патент был украден и использован конкурентами еще при его жизни.

Свой проект судна, которое могло бы двигаться с помощью  винта Архимеда, он составил в 1812 году. В 1821 в крупнейшем порту Австрийской империи города Триест Рессель провел успешные испытания гребного винта собственной конструкции.

Йозеф Рессель, Josef Ludvík František Ressel, чешские ученые, чешские изобретатели, судовой гребной винт

Патент на изобретение деревянного гребного винта Рессель получил в 1827 году. А в 1826 и 1829 годах ему удалось построить пароход с деревянным гребным винтом собственной конструкции и паровой машиной в 6 лошадиных сил. К сожалению, испытания закончились неудачей. Пароходный котел взорвался. В результате полиция запретила изобретателю проводить дальнейшие испытания. Надо отметить, что взрыв не был вызван испытаниями винта, как многие считали в то время.

Рессель для реализации своего патента попытался основать австрийскую компанию по производству винтовых пароходов. Но привлечь финансы в свой проект ему так и не удалось. В 1829 году его новый гребной винт в Париже, куда приехал изобретатель для работы, произвел настоящий фурор. Однако Рессель не смог заключить контракт с французской компанией на его использование. Изобретение попросту украли. С тех пор все конструкции винтовых судов французских и английских инженеров основываются посредственно или непосредственно на изобретении Йозефа Ресселя.

Йозеф Рессель, Josef Ludvík František Ressel, чешские ученые, чешские изобретатели, судовой гребной винт

Универсальный забытый гений

Судовой гребной винт был не единственным вкладом чешского инженера. Он также создал предшественника шариковых подшипников, усовершенствовал пневматическую почту и изобрел ряд сельскохозяйственных машин.

Его изобретательность не знала границ, но, к сожалению, ему не хватало деловой хватки. Часто случалось, что он не мог защитить свои идеи от похитителей патентов.

Несмотря на свой гений, Рессель жил в скромных условиях. Со своими десятью детьми от двух браков он боролся с финансовыми трудностями, в то время как другие богатели на его идеях. Признание он получил только после своей смерти в 1857 году.

Похожая идея существовала веками

Мало кто знает, что похожую идею набросал еще Леонардо да Винчи в XVI веке. Однако Рессель первым смог практически применить принцип Архимедова винта в судоходстве и определить его правильное расположение. Его первенство официально признала Академия наук в Вашингтоне только в 1866 году.

Йозеф Рессель, Josef Ludvík František Ressel, чешские ученые, чешские изобретатели, судовой гребной винт

Читайте по теме: художники чехиичешские актерычешские композиторычешские певцычешские писателичешские ученые

Прокрутить вверх