Чешская промышленность приходит в упадок. Своим упадническим настроением поделился в интервью владелец Brano Group Павел Юржичек.
Последний раз мы общались в начале сентября, и вы охарактеризовали отрасль словами: Одна нога в грязи, другая в луже. Сейчас лучше?
По данным за декабрь, в промышленности наблюдается спад, и автопром не является исключением. Я бы сказал, что ситуация, наоборот, ухудшается. Это долгосрочная проблема, поскольку клиенты уходят из чешской промышленности. Это, наверное, самая большая проблема в будущем. Новых заказов в чешской промышленности не увеличивается. Нам, Brano Group, немного лучше, потому что мы разбросаны по всем континентам, от Китая до Америки. У нас есть новые заказы в Китае и Америке, но Европа практически мертва.
Почему клиенты уходят из чешской промышленности?
Есть несколько фундаментальных проблем, с которыми сталкивается чешская, да и вся европейская промышленность. Одним из них является массовое чрезмерное регулирование в Союзе. Это настолько ужасно, что никто больше не хочет вести здесь бизнес или размещать заказы. Весь Евросоюз движется к деиндустриализации. Это уже значимо и заметно. Другое дело — Green Deal, здесь рекомендую прочитать профессора Смила (Вацлав Смил — канадский учёный чешского происхождения, почётный профессор Университета Манитобы в Виннипеге, который, например, критикует переход к электромобильности). Предположение, что мы можем решить все с помощью солнечной энергии и ветряных мельниц, иллюзорно. Все выглядят зелеными, об этом говорят, но реальность где-то в другом месте.
«Зеленый курс» связан с дорогой энергией, которая у нас, пожалуй, самая дорогая в мире. Наш клиент в США – General Motors – платит 40 долларов за мегаватт-час. В 2023 году мы, группа Brano, заплатили 134 евро за мегаватт-час.
И сколько вы платите в этом году?
С учетом правил сети передачи и того, что ERO издало под влиянием правительства, это обходится нам в 171 евро. На 31% больше, чем в прошлом году.
Например, в Китае цена 80 евро, в Румынии 80 евро, и я говорю в абсолютных цифрах со всеми сборами. В Польше 80 евро, в США от 40 до 80 долларов, в зависимости от размера компаний. Как с этим работать? Они говорят нам дать им 40 долларов для расчета цены, а затем мы искусственно искажаем формулу расчета, чтобы мы могли вообще функционировать. Tesla даже приглашает нас поехать в Америку, потому что мы неконкурентоспособны в Европе, но у нас есть для них интересные продукты. У нас в разработке около 13 новых проектов для Tesla, но они не хотят, чтобы мы производили это здесь.
Так вы собираетесь переводить производство в Америку?
Нам, вероятно, придется это сделать, иначе мы не сможем поддерживать бизнес здесь, в Европе. В плане развития мы уловили потребности Tesla, мы им нравимся, но они говорят: «Павел, у тебя хорошая продукция, но ты неконкурентоспособен, приезжай в Америку!»
Строить завод в США начнете в этом году?
У нас там уже есть 20 тысяч квадратных метров производственных площадей, посмотрим, что получится. Пойти на новый завод – значит иметь определенный масштаб бизнеса. По крайней мере, там нам нужно достичь годового оборота в 11-12 миллионов долларов, чтобы это было для нас выгодно.
Возвращаясь к прошлому году, как он прошел для вас? В 2022 году ваш оборот составил 6,6 миллиардов крон, а прибыль до налогообложения — 400 миллионов крон.
У нас оборот будет около 6 миллиардов, прибыль пока сказать не могу, но она точно будет меньше, скажем, около 340 миллионов. В Чехии мы получили прибыль около 240 миллионов, остальное — из-за границы, в основном из Китая. В Чехии у нас прибыль упала с менее чем 5 миллиардов до 4,2 миллиардов, и это как раз пример того, как отстает бизнес в Европе и как отстает автомобильная промышленность. Развитие автомобильной промышленности происходит в основном в Китае и США. Некоторые бренды, такие как Mercedes и BMW, в Европе преуспевают относительно хорошо, но другие падают.
Вы упомянули завод в Китае, будете ли вы там наращивать производственные мощности?
Мы будем вынуждены. Сегодня у нас там уже работают 240 человек. В прошлом году мы сделали в Китае товарооборот примерно 900 миллионов, в этом году он должен составить миллиард. Это будет зависеть от старта отдельных автомобильных компаний.
Можете ли вы оценить, когда ваше производство за границей превысит производство в Чехии?
Я думаю, что минимум через 5 лет. Может быть, 7. Честно говоря, с точки зрения автомобилестроения, это единственный возможный способ сохранить продажи. Если Европа пойдет по этому пути, к чрезмерно бюрократизированной политике субсидирования, я не думаю, что это путь будущего.