Бедржих Сметана внес в национальную чешскую культуру бесценный вклад, который признали и высоко оценили во всем мире.
Писатель Ян Неруда так писал о Бедржихе Сметане:
«Бог знает, какое волшебство таит в себе музыка Сметаны! В нежных частях (музыкальных произведений, прим. ЧЗ) у человека наворачиваются слезы, а в других частях встаешь с места и даже не понимаешь, что уже встал…»
2 марта 1824 года в Литомышле родился один из самых выдающихся чешских композиторов Бедржих Сметана. При крещении его назвали немецким именем Фридрих, и он долгое время подписывался именно этим именем. Он стал первым сыном после многочисленных дочерей в семье замкового пивовара и музыканта-любителя Франтишека Сметаны. Позже композитор писал о себе с юмором: «В то время была Масленица, и мне по судьбе пришлось стать музыкантом».
Раннее проявление таланта
Музыкальные способности у мальчика проявились уже в раннем детстве. В 4 года он уже играл на скрипке, а чуть позже пристрастился к фортепиано. Шестилетнего Бедржиха называли вундеркиндом. А свое первое произведение «Капелька» он выдал в 8 лет.
Любовь нечаянно нагрянула к молодому музыканту в 16 лет. Юная дева зародила в творчестве Сметаны целую традицию. Благодаря своим первым чувствам, композитор создал польку «Луизы». И с этого времени каждой женщине, которая поразила сердце композитора, он посвящал личное произведение.
Постепенно родители Сметаны разорились. Тогда он взял на себя заботу о своей семье. Чтобы спасти родителей молодого музыканта от унизительного банкротства, граф Леопольд Тун предложил ему место домашнего учителя музыки. Преимуществом этой службы стало и то, что Бедржих Сметана попал в высшее общество.
Патриотизм и музыка
Сметану отличало сильнейшее чувство любви к своей национальной культуре и чешской идентичности. Он отстаивал свои идеалы в национальном восстании 1848 года против Австрийской империи. Даже вышел на баррикады бок о бок со своими соратниками. Его физическое состояние не позволяло Сметане сражаться на улицах. Поэтому он нашел, в чем воплотить свой патриотизм – в музыке. Он сочинил марш студенческого легиона.
Бедржих Сметана принадлежал к поколению артистов Национального театра, работавших на благо чешского национального искусства. В конце жизни он сказал о себе:
«По своим заслугам и своим стараниям я чешский композитор и создатель чешского стиля в драматическом и симфоническом разделах музыки – исключительно чешского!»
Его патриотическое творчество высоко оценено государством. На торжествах высочайшего уровня звучит музыка чешского композитора. Фанфары из оперы «Либуше» и сейчас возвещают о прибытии президента Чехии в торжественных случаях. И тогда именно «Либуше» выбрали для премьеры на открытии Национального театра в 1881 году.
На открытии Национального театра Сметана оказался в неприятной ситуации. Дирекция посчитала, что больного композитора лучше не приглашать на торжественный вечер. Там ведь присутствовал сам кронпринц Рудольф, мало ли что. Тогда композитор проник в театр через боковой проход. Выгнать его не посмели, и даже усадили в директорскую ложу. И вдруг кронпринц пожелал встретиться с композитором. Пришлось эту встречу устроить и даже одолжить Сметане шляпу, чтобы он мог предстать перед наследником престола в надлежащем виде.
Оперы Сметаны особенно высоко ценились, поскольку отличались композиционным мастерство. Он создал восемь опер, но не все они были приняты одинаково тепло. Например, трагическая история Далибора была отвергнута как «чужеродное вагнеровское». Премьера пришлась на день закладки Национального театра.
Скитание по чужим землям
Притом, что творчество Сметаны в целом было хорошо принято, композитор жил довольно скромно. И это мягко сказано. Чтобы семья не скатилась в беспросветную нищету, Сметана принял предложение из шведского Гетеборга. На императора Франца Иосифа I он возлагал большие надежды, даже посвятил ему свою единственную симфонию «Триумфальная» в честь бракосочетания монарха. Но ответа, не говоря уже о возможной награде или стипендии, он не получил. Когда он отправил оперу монарху, скорее всего, ни одни чиновник замка ее попросту не открыл.
В Швеции он прожил 5 лет. Там от тяжелой болезни умерла его жена.
Когда Сметана вернулся в Прагу, ему пришлось долго искать свое место. Только успех «Выкупленной невесты» помог ему в 1866 году занять пост первого капельмейстера во Временном театре. Однако служба в театре не приносила удовлетворения и спокойствия. Постоянные скандалы по поводу управления оперой приводили к периодическому желанию руководства изгнать Сметану из театр. Это привело только к болезни композитора, но не улучшили ситуацию. Он отказался от должности художественного руководителя певческой труппы.
Тяжелая болезнь и творчество
В сентябре 1874 года он оглох на правое ухо. В его дневнике появилась краткая запись: «Левое ухо тоже оглохло». Как выяснилось, причиной всему был сифилис.
По некоторым данным, абсолютно глухой, как и Бетховен, Сметана сохранил слуховую память и звуковое воображение. Он продолжал творить. Последние 10 лет жизни в уединении охотничьего домика он создавал свои шедевры. На свет появились фортепианные циклы «Сны», «Богемские танцы» и струнный квартет «Из моей жизни», в котором отражен момент глухоты композитора.
Но прежде всего он завершил цикл симфонических поэм «Моя страна». В своем дневнике он записал:
«Чтобы охватить все, что существенно для моей родины, я многое взвесил и уточнил».
Ансамблевая премьера произведения состоялась в 1882 году.
Через год Сметана выступил на открытии Национального театра, который отремонтировали после пожара. И, как в прошлый раз, театр открылся оперой Бедржиха Сметаны «Либуше». На этот раз Сметана получил место в ложе, пробираться тайком в театр не пришлось. Он сидел один, глухой и неспособный воспринимать все великолепие, которое творилось на сцене.
Здоровье композитора в то время стало совсем плохим, усиливались галлюцинации. Его лечащий врач писал о состоянии композитора на тот момент:
«Плохо поспав, он несколько часов подряд кричал, умолял о помощи, убегал. Он не узнает ни своих детей, ни соседей. Он приводит все в беспорядок, бьет окна. Воздерживается два-три дня от еды, а потом прожорливо ест»
Композитор умер в доме для умалишенных 12 мая 1884 года. Его похоронили в Праге на Вышеградском кладбище.