Главная » Чешские авиалинии (ČSA)

Чешские авиалинии (ČSA)

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

Чешские авиалинии (ČSA) успели дожить до своего столетия. Но дальнейший путь национальной компании прервался в 2024 году.

Чешские авиалинии (ČSA) – одна из пяти старейших авиакомпаний мира. Путь чешской национальной авиации был тернист, но многое смогли пережить. К сожалению, компания столкнулась с современными демократическими реалиями и пала жертвой политических процессов.

Как прокладывались Чешские авиалинии

Когда образовалось Чехословацкое государство, первый президент новой страны Томаш Гарриг Масарик посчитал, что нужно идти в ногу с прогрессом. Должен быть в Чехословакии такой перевозчик, который будет быстро перевозить людей и почту по Чехословакии и чуть дальше, до закарпатского Ужгорода.

Сначала была создана частная компания, которую в 1923 году передали правительству Чехословакии.

По указу Министерства общественных работ 6 октября 1923 года была основана компания Чехословацкие авиалинии (ČSA).

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, чешский перевозчик, Чехословакия

1924 год

Первый самолет Чехословацких авиалиний взлетел из аэропорта Кбелы в пятую годовщину со дня основания республики. И уже через день была налажена первая регулярная линия по маршруту Прага-Братислава.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

1928 год. Самолёт Aero And-23

Прошел год и ČSA открывают несколько новых регулярных линий – в Кошице, Брно, Марианские Лазни и в 1929 году в Ужгород. Так и освоили горизонты желаний президента Масарик.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

1929 год. На борту самолёта знак компании ОК

На этом фото легендарный первый пилот ČSA Карел Брабенек

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, чешский перевозчик, Чехословакия

Взлет ČSA

В 1930 году направления полетов расширились, маршруты вышли далеко за пределы собственной страны. Теперь перевозчик наладил первую международную линию в Загреб. За ней последовал «Румынский экспресс» в Бухарест, Вену, Сплит, Дубровник, Киев и Москву.

1937 год ознаменовался переездом авиакомпании из Кбеля в новый пражский аэропорт Рузине. Уже оттуда самолеты полетели в Пиештяны, Брюссель, Венецию и итальянский Триест.

Что сказать, 1937 год принес и пассажирам приятное известие. Авиакомпания впервые наняла для их обслуживания трёх хорошеньких стюардесс: Хану Фукс, Марию Мюллер и Марию Стар.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

Теперь пассажиры могли насладиться в полете напитками, что очень хорошо сказалось на комфорте более дальних перелетов. В том же году к напиткам добавили и закуски.

Карта перелётов ČSA постоянно расширялась. К 1939 году полёты стали достигать Рима и Парижа. Процветание и мирные полеты закончились 15 марта 1939 года с оккупацией Чехословакии фашистской Германией. Самолеты либо разбирались, либо переходили в собственность Deutsche Lufthansa. Национальная маркировка ОК закрашивалась, на ее месте появлялась буква «D». Новые правители протектората Богемии и Моравии просто присвоили то, что работало на этой земле.

Возрождение ČSA

Чехословацкие авиалинии возобновили свою деятельность в 1945 году, когда Чехословакию освободили от фашистских захватчиков. ČSA национализировали и она снова стала национальным авиаперевозчиком.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

Самолет DC3, 1946 год

Чехословакия, благодаря сотрудничеству с Советским Союзом, смогла расширить авиапарк ČSA. Вместо первоначальных планов на американские самолеты Douglas и Lockheed Constellation, Чехословацкие авиалинии обзавелись двумя самолетами Ил. Началась эра советских технологий.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, чешский перевозчик, Чехословакия

Советский Ил-18, 1960 год

И надо сказать, что именно эта эпоха советских технологий стала самой успешной в истории ČSA. Компания продолжала оставаться национальной компанией, гордостью Чехословакии.

В 1950-е годы международных рейсов было крайне мало. ČSA сосредоточились на внутренних маршрутах.  Лишь некоторые маршруты пролегали в социалистические страны.

В конце десятилетия ситуация улучшилась. Компания модернизировала свой флот, и количество международных рейсов заметно выросло. ČSA стали второй авиакомпанией в мире, которая стала эксплуатировать реактивные самолеты. Первый реактивный самолет Ту-104А, конечно, полетел маршрутом Прага-Москва.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

Советский ТУ-104

Дальние перелеты

Август 1960 года для Чехословацких авиалиний стал знаковым. Впервые самолет ČSA выполнили рейс в Джакарту, перелетев экватор и приземлившись в южном полушарии. Менее чем через два года перевозчик пересекает Атлантику рейсом в Гавану.

Возможности ČSA растут, к 1967 году компания владеет самым большим количеством самолетов в своей истории. 75 бортов регулярно летят в разные концы планеты.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

ТУ-154М, 1988 год.

Новый провал

За слишком высокий взлет, слишком широкие перспективы, отказ от покупки их самолетов и неудачно проведенный переворот в 1968 году, Соединенные Штаты наказали слишком перспективную компанию. Авиакомпанию попросту задвинули, теперь это называется санкциями.

Благодаря реваншу 1989 года, американская Бархатная революция победила. ČSA заставили отказаться от всего советского и приобретать как не в себя американскую авиатехнику. Такая кардинальная смена авиапарка полностью подорвала финансовую устойчивость Чешских авиалиний.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA,  чешский перевозчик, Чехословакия

ČSA впервые летает на Airbus A310. 

В 1991 году компания приобретает первые дальнемагистральные Airbus, а год спустя — Boeing и турбовинтовые ATR для ближнемагистральных перевозок.

Политика президента Вацлава Гавела, который пришел к власти с легкой руки Вашингтона, была предельно ясна – «надо избавляться от мышления в категориях национальных интересов». Среди прочих достояний нации, ČSA из национальной компании превратилось в очередное акционерное общество Чешские авиалинии. В 2001 году компания стала членом альянса SkyTeam. До последнего времени ČSA оставались одной из лучших авиакомпаний Центральной и Восточной Европы.

Печальный конец гиганта

В 2004 году ČSA навязывают еще 12 новых самолетов Airbus 12, а затем и ещё. И именно этот момент стал причиной полного краха компании. Такое мнение выразил бывший вице-президент ČSA:

«Я убежден, что ČSA допустила непрофессиональное вмешательство со стороны руководства, которое купило значительно большее количество самолетов, чем было нужно компании».

В апреле 2008 года правительство Чехии начало процесс приватизации Czech Airlines. Именно в этом году авиакомпания перевезла рекордное количество пассажиров – 5,6 млн. И это было последнее светлое время после революции.

В марте 2013 года ČSA продаёт 44% акций Korean Air. 2017 год стал последним чешским годом в истории авиакомпании.  Korean Air полностью выкупает компанию Travel Service (SmartWings) и становится её мажоритарным владельцем. Таким образом, некогда национальная авиагордость становится иностранной частной компанией.

Из-за пандемии ковида в 2021 году ČSA постиг экономический коллапс. Компания обанкротилась, и Smartwings подала предложение о реорганизации. К сложившейся ситуации добавилась еще одна проблема. Благодаря политической недальновидности чешского руководства, ČSA потеряла ключевые рынки — Россию и Украину.

С пика 1965 года, когда у авиакомпании них было 75 самолетов, парк сократился почти в 40 раз(!). Десятки регулярных линий в прошлом превратились всего в три маршрута – в Париж, Мадрид и Ереван. За все надо платить. Цена «свободы и независимости» Бархатной революции – крах национальных компаний.

Когда власть в высшем руководстве компании узурпируют политики вместо экономистов и экспертов по воздушным перевозкам, иначе и быть не может. Старые сотрудники компании плакали от своего бессилия, когда видели этот ужас. Престиж ČSA поднимали целые поколение выдающихся пилотов, стюардов, менеджеров, механиков и других сотрудников. Целых 100 лет компания продержалась. Пришли несколько человек и своими решениями разрушили столетнюю компанию.

Последний путь

Ровно через 101 год, 26 октября 2024 года, на взлетно-посадочную полосу в аэропорту Праги из Парижа приземлился последний самолет ČSA. Было это в субботу в 22 часа 30 минут местного времени.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, экономика Чехии, Чешские авиалинии, ČSA, Чешские авиалинии (ČSA), чешский перевозчик, Чехословакия

Красно-белый красавиц, прощай!

Прокрутить вверх
Мы используем cookie-файлы, чтобы вам было удобно. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности