Чешские авиалинии (ČSA) – одна из пяти старейших авиакомпаний мира. Путь чешской национальной авиации был тернист, но многое смогли пережить. К сожалению, компания столкнулась с современными демократическими реалиями и пала жертвой политических процессов.
Как прокладывались Чешские авиалинии
Когда образовалось Чехословацкое государство, первый президент новой страны Томаш Гарриг Масарик посчитал, что нужно идти в ногу с прогрессом. Должен быть в Чехословакии такой перевозчик, который будет быстро перевозить людей и почту по Чехословакии и чуть дальше, до закарпатского Ужгорода.
Сначала была создана частная компания, которую в 1923 году передали правительству Чехословакии.
По указу Министерства общественных работ 6 октября 1923 года была основана компания Чехословацкие авиалинии (ČSA).
1924 год
Первый самолет Чехословацких авиалиний взлетел из аэропорта Кбелы в пятую годовщину со дня основания республики. И уже через день была налажена первая регулярная линия по маршруту Прага-Братислава.
1928 год. Самолёт Aero And-23
Прошел год и ČSA открывают несколько новых регулярных линий – в Кошице, Брно, Марианские Лазни и в 1929 году в Ужгород. Так и освоили горизонты желаний президента Масарик.
1929 год. На борту самолёта знак компании ОК
На этом фото легендарный первый пилот ČSA Карел Брабенек
Взлет ČSA
В 1930 году направления полетов расширились, маршруты вышли далеко за пределы собственной страны. Теперь перевозчик наладил первую международную линию в Загреб. За ней последовал «Румынский экспресс» в Бухарест, Вену, Сплит, Дубровник, Киев и Москву.
1937 год ознаменовался переездом авиакомпании из Кбеля в новый пражский аэропорт Рузине. Уже оттуда самолеты полетели в Пиештяны, Брюссель, Венецию и итальянский Триест.
Что сказать, 1937 год принес и пассажирам приятное известие. Авиакомпания впервые наняла для их обслуживания трёх хорошеньких стюардесс: Хану Фукс, Марию Мюллер и Марию Стар.
Теперь пассажиры могли насладиться в полете напитками, что очень хорошо сказалось на комфорте более дальних перелетов. В том же году к напиткам добавили и закуски.
Карта перелётов ČSA постоянно расширялась. К 1939 году полёты стали достигать Рима и Парижа. Процветание и мирные полеты закончились 15 марта 1939 года с оккупацией Чехословакии фашистской Германией. Самолеты либо разбирались, либо переходили в собственность Deutsche Lufthansa. Национальная маркировка ОК закрашивалась, на ее месте появлялась буква «D». Новые правители протектората Богемии и Моравии просто присвоили то, что работало на этой земле.
Возрождение ČSA
Чехословацкие авиалинии возобновили свою деятельность в 1945 году, когда Чехословакию освободили от фашистских захватчиков. ČSA национализировали и она снова стала национальным авиаперевозчиком.
Самолет DC3, 1946 год
Чехословакия, благодаря сотрудничеству с Советским Союзом, смогла расширить авиапарк ČSA. Вместо первоначальных планов на американские самолеты Douglas и Lockheed Constellation, Чехословацкие авиалинии обзавелись двумя самолетами Ил. Началась эра советских технологий.
Советский Ил-18, 1960 год
И надо сказать, что именно эта эпоха советских технологий стала самой успешной в истории ČSA. Компания продолжала оставаться национальной компанией, гордостью Чехословакии.
В 1950-е годы международных рейсов было крайне мало. ČSA сосредоточились на внутренних маршрутах. Лишь некоторые маршруты пролегали в социалистические страны.
В конце десятилетия ситуация улучшилась. Компания модернизировала свой флот, и количество международных рейсов заметно выросло. ČSA стали второй авиакомпанией в мире, которая стала эксплуатировать реактивные самолеты. Первый реактивный самолет Ту-104А, конечно, полетел маршрутом Прага-Москва.
Советский ТУ-104
Дальние перелеты
Август 1960 года для Чехословацких авиалиний стал знаковым. Впервые самолет ČSA выполнили рейс в Джакарту, перелетев экватор и приземлившись в южном полушарии. Менее чем через два года перевозчик пересекает Атлантику рейсом в Гавану.
Возможности ČSA растут, к 1967 году компания владеет самым большим количеством самолетов в своей истории. 75 бортов регулярно летят в разные концы планеты.
ТУ-154М, 1988 год.
Новый провал
За слишком высокий взлет, слишком широкие перспективы, отказ от покупки их самолетов и неудачно проведенный переворот в 1968 году, Соединенные Штаты наказали слишком перспективную компанию. Авиакомпанию попросту задвинули, теперь это называется санкциями.
Благодаря реваншу 1989 года, американская Бархатная революция победила. ČSA заставили отказаться от всего советского и приобретать как не в себя американскую авиатехнику. Такая кардинальная смена авиапарка полностью подорвала финансовую устойчивость Чешских авиалиний.
ČSA впервые летает на Airbus A310.
В 1991 году компания приобретает первые дальнемагистральные Airbus, а год спустя — Boeing и турбовинтовые ATR для ближнемагистральных перевозок.
Политика президента Вацлава Гавела, который пришел к власти с легкой руки Вашингтона, была предельно ясна – «надо избавляться от мышления в категориях национальных интересов». Среди прочих достояний нации, ČSA из национальной компании превратилось в очередное акционерное общество Чешские авиалинии. В 2001 году компания стала членом альянса SkyTeam. До последнего времени ČSA оставались одной из лучших авиакомпаний Центральной и Восточной Европы.
Печальный конец гиганта
В 2004 году ČSA навязывают еще 12 новых самолетов Airbus 12, а затем и ещё. И именно этот момент стал причиной полного краха компании. Такое мнение выразил бывший вице-президент ČSA:
«Я убежден, что ČSA допустила непрофессиональное вмешательство со стороны руководства, которое купило значительно большее количество самолетов, чем было нужно компании».
В апреле 2008 года правительство Чехии начало процесс приватизации Czech Airlines. Именно в этом году авиакомпания перевезла рекордное количество пассажиров – 5,6 млн. И это было последнее светлое время после революции.
В марте 2013 года ČSA продаёт 44% акций Korean Air. 2017 год стал последним чешским годом в истории авиакомпании. Korean Air полностью выкупает компанию Travel Service (SmartWings) и становится её мажоритарным владельцем. Таким образом, некогда национальная авиагордость становится иностранной частной компанией.
Из-за пандемии ковида в 2021 году ČSA постиг экономический коллапс. Компания обанкротилась, и Smartwings подала предложение о реорганизации. К сложившейся ситуации добавилась еще одна проблема. Благодаря политической недальновидности чешского руководства, ČSA потеряла ключевые рынки — Россию и Украину.
С пика 1965 года, когда у авиакомпании них было 75 самолетов, парк сократился почти в 40 раз(!). Десятки регулярных линий в прошлом превратились всего в три маршрута – в Париж, Мадрид и Ереван. За все надо платить. Цена «свободы и независимости» Бархатной революции – крах национальных компаний.
Когда власть в высшем руководстве компании узурпируют политики вместо экономистов и экспертов по воздушным перевозкам, иначе и быть не может. Старые сотрудники компании плакали от своего бессилия, когда видели этот ужас. Престиж ČSA поднимали целые поколение выдающихся пилотов, стюардов, менеджеров, механиков и других сотрудников. Целых 100 лет компания продержалась. Пришли несколько человек и своими решениями разрушили столетнюю компанию.
Последний путь
Ровно через 101 год, 26 октября 2024 года, на взлетно-посадочную полосу в аэропорту Праги из Парижа приземлился последний самолет ČSA. Было это в субботу в 22 часа 30 минут местного времени.