Главная » Škoda Auto

Škoda Auto

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda

Škoda Auto – крупнейший производитель автомобилей Чехии. После приватизации, произошедшей в 1991 году, был поглощен немецким концерном Volkswagen Group.

Škoda Auto a.s. – один из основных значимых производителей, которые поддерживают экономику Чешской республики. Главный офис расположен в городе Млада-Болеслав.

Škoda была основана чешским инженером Эмилем фон Шкодой в 1859 году в Пльзене, когда Чехия  входила в  Австро-Венгерскую империю.  Изначально компания производила оружие.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Эмиль Шкода
Эмиль Шкода

Laurin & Klement

Это сейчас мы знаем компанию под брендом Škoda. Но как автопроизводитель компания была основана в 1896 году под названием  Laurin & Klement. Как и многие автопроизводители того времени, начинала она с производства велосипедов.

В 1894 году 26-летний торговец книгами из Млада-Болеслава Вацлав Клемент (1868–1938), не смог купить запасные части для ремонта своего немецкого велосипеда. Клемент вернул свой велосипед производителю Seidel and Naumann. Сопроводил возврат письмом на чешском языке, в котором просил их отремонтировать велосипед. Как ни странно, он получил ответ, но уже на немецком языке:

«Если вы хотите, чтобы мы ответили вам, мы настаиваем, чтобы вы написали свое сообщение на понятном нам языке».

Такой ответ возмутил чеха и, несмотря на отсутствие технического опыта, Клемент решил открыть мастерскую по ремонту велосипедов. Он связался с известным производителем велосипедов из соседнего Турнова. Так Вацлав Клемент и  Вацлав Лаурин открыли в 1896 году в Млада-Болеславе мастерскую по ремонту велосипедов.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, чешские автомобили

Václav Klement и Václav Laurin (1895)

К 1898 году оба начинающих бизнесмена переехала на только что построенную фабрику. Тогда компания впервые и «навесила» двигатель на руль велосипеда. Этот двигатель приводил в движение передние колеса. Первый мотоцикл компании оказался опасным и ненадежным. Одному из Вацлавов поездка на нем стоила переднего зуба. Чтобы создать более безопасный транспорт, молодые производители обратились к немецкому специалисту Роберту Бошу.

Их новый мотоцикл Slavia дебютировал в 1899 году. Компания стала первым заводом по производству мотоциклов в Центральной Европе. К этому времени здесь работали 32 человека. И в 1900 году начался экспорт Slavia. В Лондон было отправлено сразу 150 мотоциклов для фирмы Hewtson.

К 1905 году компания начала выпускать автомобили. До этого на чешских землях уже был автопроизводитель – Tatra. Теперь в компании работало уже 320 человек. Компания обзавелась 170 специальными станками. Первая модель, Voiturette A, имела успех, и компания была признана как в Австро-Венгрии, так и на международном уровне.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, чешский автопром

Škoda

После Первой мировой войны компания Laurin & Klement начала производить грузовики. Но в 1924 году на территории завода произошел крупный пожар. Компания сильно пострадала и столкнулась с рядом проблем. Для дальнейшего существования срочно потребовался новый партнер.

В то время крупная компания по производству оружия Akciová společnost, dříve Škodovy závody в Пльзене планировала диверсификацию своего бизнеса. Так, одна из крупнейших промышленных предприятий в Европе и крупнейшая в Чехословакии в 1925 году приобрела Laurin & Klement. Теперь новая компания с общим брендом Škoda, кроме оружия, начала производить автомобили.

С 1930 года на предприятии для производства автомобилей использовали сборочный конвейер. В том же году произошло официальное выделение автомобильного производства в новую компанию, Akciová společnost pro automobilový průmysl или сокращенно ASAP. ASAP оставалась дочерней компанией завода Škoda и продолжала продавать автомобили под маркой Škoda. Помимо завода в Млада-Болеславе, в нее вошли представительства, офисы продаж, сервисные службы, а также центральная мастерская в Праге.

В 1932 году компания ASAP-Škoda в чешском Млада-Болеславе выпустила прототип Škoda 932. Это был обтекаемый 4-местный двухдверный автомобиль с задним плоским четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. Кузов этого автомобиля очень напоминал будущие модели малолитражных автомобилей.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, 
автомобили Škoda

Škoda Š 932 prototype, 1932

В 1930-х годах Škoda представила новую линейку автомобилей, которая значительно отличалась от предыдущей продукции. Была разработана новая конструкция шасси с независимой подвеской по образцу той, что уже была у Tatra.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda

Škoda 422, 1929 год

Если в 1933 году Škoda занимала 14% чехословацкого автомобильного рынка и находилась на третьем месте после Praga и Tatra, то к 1936 году новая линия сделала ее лидером рынка, а в 1938 году доля составила 39%.

Вторая мировая война

Во время оккупации Чехословакии завод Škoda обслуживал военные цели нацистской Германии. Здесь производились детали для военных машин, военных самолетов, компоненты оружия и гильзы. Выпуск автомобилей сократился с 7 052 в 1939 году до 683 в 1944 году, из которых только 35 были легковыми. С января по май 1945 года было выпущено 316 грузовиков. ВВС США неоднократно бомбили завод Škoda в период с 1940 по 1945 год. Последний массированный воздушный налет состоялся 25 апреля 1945 года и привел к почти полному его разрушению, а также к гибели и ранению около 1000 человек.

После Второй мировой войны

Когда к июлю 1945 года завод в Млада-Болеславе был восстановлен, началось производство первого автомобиля Škoda серии 1101. По сути, это была обновленная версия модели Škoda Popular, выпущенной до войны.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda

Škoda 1101 Tudor Roadster (1949)

Осенью 1948 года Škoda стала частью коммунистической плановой экономики. Завод был отделен от материнской компании Škoda Works. И при коммунистах Škoda продолжала сохранять высокую репутацию.

До 1960-х годов на заводе выпускали модели: Škoda 440 Spartak, 445 Octavia, Felicia и Škoda 1000 MB.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda

Škoda Octavia Super (1960)

Начиная с 1957 года, Škoda Octavia, а затем и Felicia, импортировались в США. Однако американские дилерские центры Škoda столкнулись с сопротивлением из-за холодной войны. Автомобили не могли получать должной поддержки после продажи. Продажи в США достигли пика в 1959 году, но резко упали после 1960 года, и многие из них продавались с большими скидками.

В конце 1980-х годов компания Škoda (тогда она называлась AZNP) все еще выпускала автомобили, которые концептуально относились к 1960-м годам.  Заднемоторные модели Škoda 105/120 (Estelle) и Rapid, стабильно продавались и показывали хорошие результаты на фоне более современных моделей.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda

Škoda MB 1000 (1966)

Спортивные версии выпускались под названием «Rapid. Также были доступны версии с мягким верхом. Rapid однажды даже назвали «Porsche бедняка».

В 1987 году была представлена модель Favorit, которая входила в трио компактных переднеприводных хэтчбеков от трех основных производителей Восточного блока того времени: Lada Samara от ВАЗа и Yugo Sana от Zastava. Над внешним видом Favorit работала итальянская дизайнерская компания Bertone.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda

Škoda Favorit (1987–1995)

Favorit был очень популярен в Чехословакии и других странах Восточного блока. Он также хорошо продавался в Западной Европе, особенно в Великобритании и Дании.

Дочернее предприятие Volkswagen Group

Škoda Felicia 1994 года выпуска стала первой новой моделью после поглощения Volkswagen Group.

Бархатная революция принесла большие перемены в Чехословакию. Большинство отраслей промышленности были приватизированы. Не избежала этого и компания Škoda Automobile. Конкурс на приватизацию был объявлен в 1990 году. В нем приняли участие 24 различные компании, но только восемь из них проявили серьезный интерес. Это были BMW, GM, Renault, Volvo, Volkswagen, Ford, Fiat и Mercedes-Benz. В августе 1990 года в списке претендентов остались только две компании – VW и Renault.

Renault предложила заменить производство Favorit устаревшим Renault 18 и новым Renault Twingo. В этом случае с брендом Škoda все было бы покончено. Это предложение было отклонено.

Volkswagen предложил продолжить производство Favorit и сохранить бренд Škoda. Вместе с эти предполагалось сохранение исследований и разработок. Volkswagen предлагал приобрести 30 % акций Škoda, постепенно увеличивая их до 70 %. Правительство предсказуемо склонилось на сторону Renault. Профсоюз Škoda предпочел VW и отстоял свой национальный бренд.

В итоге был выбран Volkswagen. В марте 1991 года с Volkswagen было заключено соглашение о совместном предприятии. 30% акций отошли Volkswagen Group. В декабре 1994 года передали уже 60,3% акций, а через год – 70%. VW стал крупнейшим и контролирующим акционером Škoda. И в мае 2000 года Volkswagen AG купил оставшиеся 30% акций компании. Škoda Auto полностью стала принадлежать немецкому концерну.

Модели Octavia и Fabia вышли на требовательные рынки Европейского союза. Fabia 1999 года стала основой для последующих версий Volkswagen Polo и SEAT Ibiza. А Octavia 1996 года разделила свою платформу с множеством автомобилей, самым популярным из которых стал Volkswagen Golf Mk4.

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, Škoda Auto, машины Škoda, автомобили Škoda
Škoda Kodiaq II (с 2024 года)

Логотип Škoda Auto

В 1923 году в Бюро по регистрации изобретений и моделей в Пльзене зарегистрировали сразу два разных товарных знака. На первом была изображена крылатая стрелка, направленная вправо, с пятью перьями в круге. На втором — крылатая стрелка с тремя перьями. Знаменитая крылатая стрелка с тремя перьями до сих пор является логотипом Škoda. 

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, логотип Škoda

Логотип 1926-1993 года

Надпись ŠKODA была добавлена к логотипу в 1936 году. 

Чехия, чешские зарисовки, жизнь в Чехии, география, промышленность Чехии, логотип

Стрелка символизирует скорость, крылья — прогресс и свободу, глаз — точность, а круг — единство, полноту, мир и гармонию. Говорят, что во время своего путешествия по США Эмиль Шкода был настолько очарован головным убором коренных американцев с перьями, что вернулся в Пльзень с рельефным изображением, которое вдохновило его на создание логотипа.

Прокрутить вверх
Мы используем cookie-файлы, чтобы вам было удобно. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности