Становление чешского образования началось с указа императрицы Марии Терезии о введении всеобщего школьного образования.
Указы Марии Терезии
В последние годы своего правления эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии сосредоточилась на образовании. До этого образованием занималась исключительно церковь. Мария Терезия решила, что получить азы грамоты должны все дети в возрасте от 6 до 12 лет в обязательном порядке. Для этого по ее распоряжению была создана сеть народных школ. А 6 декабря 1774 года было введено всеобщее школьное обучение.
С этого времени получили возможность учиться дети даже из беднейших семей. Им выдавали учебники бесплатно. И если основная масса родителей платила за своих детей, то бедняков освободили от этой обязанности.
В базовые знания, которыми должны были обязательно овладеть все ученики, включали чтение письменных и печатных текстов, письмо скорописью, счет пятерками. Была и парочка очень жизненных предметов, на которых дети получали инструкции по честности в жизни и порядку управления финансами. Отдельно в программу обучения девочек входило шитье и вязание. Обязательным было в то время изучение религии.
Система образования того периода уже опиралась на педагогику как науку. Преподавание не должно было опираться на механическое заучивание. Главным стало просвещение разума.
При всей доступности образования, некоторые семьи не оценили возможность дать его своим детям. Особенно это касалось сельских жителей. Они считали, что детям вполне достаточно научиться ухаживать за скотом или работать в поле.
Новый закон об образовании
Еще один большой скачок в чешском образовании произошел 14 мая 1869 года. Был принят Закон об образовании, который ввел 8-летнее обязательное школьное обучение. До этого дети учились не более 6 лет. Кроме того, закон предполагал наказание для родителей, которые отказывали своим детям в обучении. Помимо штрафа им грозило еще и тюремное заключение.
Благодаря новому закону, произошли и другие прогрессивные изменения в образовании. Через год отменили телесные наказания нерадивых учеников. А в следующие пять лет зарплата учителей-женщин сравнялась с зарплатой учителей-мужчин. Постепенно вводились школы с различными специализированными классами, например, классы естественных наук.
Основной темой образования XIX века стала попытка уравнять чешский язык с немецким. А еще разделить школы на чешскую и немецкую. До середины XIX века ученики учились частично на чешском, частично на немецком языке. После начала национального конфликта в политике, промышленности и образовании одной из основных целей чешского представительства было создание чешских школ в Будейовицах. А затем это стало распространяться на другие места.
Образование в Чехословакии
После создания независимого чешского государства образованию стали уделять еще большее внимание.
После 1948 года из чешской системы образования исчезло название «гимназия», которое было символом буржуазного образования. При этом школы стали одиннадцатилетними. Статус «гимназия» не вернулся в образование до конца шестидесятых годов.
Образование в Чехии
После Бархатной революции 1989 года обязательное школьное образование было продлено с восьми до девяти лет. В преподавании начали использовать новые технологии, а студенты получили возможность обучаться за границей по программе обмена студентами.
Университеты начали принимать иностранных студентов на бесплатной основе.