Главная страница » Фердинанд Порше

Фердинанд Порше

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше

Инженер и дизайнер автомобилей Фердинанд Порше. Мало у кого имя этого знаменитого человека ассоциируется с Чехией.

Фердинанд Порше – инженер, основатель компании Porsche AG. Наиболее известен созданием первого бензиново-электрического гибридного автомобиля (Lohner-Porsche), автомобиля Volkswagen Beetle, гоночных автомобилей Auto Union, Mercedes-Benz SS/SSK, а также рядом других важных разработок и автомобилей Porsche.

Юношеское увлечение

Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в городе, который долгое время носил название Вратиславице-над-Нисоу в северной Богемии. Сейчас это один из районов города Либерец. А во время рождения легенды автомобилестроения этот город даже не принадлежал Чехии. Он тогда входил в состав Австро-Венгрии.

Фердинанд был третьим ребенком у своих родителей Анны Порше (урожденной Эрлих) и Антона Порше.

Юный Фердинанд рано начал интересоваться различной техникой. Особенно его привлекало все связанное с электричеством. Начал по вечерам посещать Императорское политехническое училище, которое находилось в 5 км от его дома. Днем он работал вместе с отцом в его механической мастерской.

Благодаря рекомендациям, Порше устроился на работу в венскую электротехническую компанию Béla Egger & Co. Там же поступил на заочное отделение Венского технологического университета. На занятия ходил, но инженерского диплома так и не получил.

Начало карьеры

За 5 лет работы в Béla Egger Порше построил первый электрический мотор со ступицей. Его концепция была разработана американским изобретателем Веллингтоном Адамсом. На автомобиле с этим мотором Порше даже поучаствовал в гонках в 1897 году.

В 1897 или 1898 году Фердинанд Порше перешел на работу на завод Jakob Lohner & Company. Тогда в Вене производили автобусы для императора Австрии Франца Иосифа I, а также для монархов Великобритании, Швеции и Румынии.

Когда работал в компании Lohner, Порше в 1901 году разработал гибрид Lohner-Porsche Mixte Hybrid. Это первый в истории гибридный автомобиль на бензине и электричестве. Поскольку достаточно надежных редукторов и муфт в то время не было, он решил сделать его последовательно-гибридным. Такая схема сегодня чаще встречается в дизель-электрических или турбоэлектрических железнодорожных локомотивах, чем в автомобилях.

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше
Гибрид Lohner-Porsche Mixte Hybrid

Автомобиль развивал скорость до 56 километров в час, побил несколько австрийских рекордов скорости, выиграл в 1901 году ралли Эксельберг. За рулем переднеприводного гибрида был сам Порше. Позже автомобиль был модернизирован более мощными двигателями от Daimler и Panhard, которых показал новые рекорды скорости. В 1905 году Порше удостоился премии Пёттинга как самый выдающийся автомобильный инженер Австрии.

В 1902 году Порше призвали на военную службу. Там он служил шофером эрцгерцога Франца Фердинанда. Убийство наследника австро-венгерского престола считают началом Первой мировой войны.

Austro-Daimler

В 1906 году Порше стал главным конструктором Austro-Daimler. Самый известный автомобиль Porsche Austro-Daimler был разработан для суда над принцем Генрихом в 1910 году. Автомобиль назвали в честь младшего брата Вильгельма II, принца Генриха Прусского. До сих пор автомобиль более известен под прозвищем «Принц Генри», чем под названием модели «Modell 27/80».

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше

К 1916 году Порше дослужился до должности управляющего директора. А в 1916 году получил степень почетного доктора Венского технологического университета. Порше успешно продолжал производить гоночные автомобили. Он сам выиграл на своей модели 1922 года 43 гонки из 53.

Daimler Motoren Gesellschaft

В 1923 году Порше занял должность технического директора немецкой компании Daimler Motoren Gesellschaft в Штутгарте. В 1924 году получил еще одну степень почетного доктора Штутгартского технического университета. Позже ему было присвоено почетное звание профессора. Во время работы в Daimler Motoren Gesellschaft, он разработал несколько очень успешных проектов гоночных автомобилей. Кульминацией стал Mercedes-Benz SSK, который доминировал в своем классе автогонок в 1920-х годах.

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром

В 1926 году Daimler Motoren Gesellschaft и Benz & Cie объединились в Daimler-Benz, и их совместная продукция стала называться Mercedes-Benz. Однако идеи Порше о небольшом и легком автомобиле Mercedes-Benz не понравились руководству. В 1929 году он ушел в компанию Steyr Automobile, но вскоре его уволили.

В апреле 1931 года Порше вернулся в Штутгарт и основал свою консалтинговую фирму. Она занималась проектированием и консультационными услугами по двигателям и транспортным средствам. Порше переманил к себе нескольких бывших коллег, с которыми подружился на прежних местах работы. Их первым проектом стал дизайн автомобиля среднего класса для Wanderer. Затем последовали другие заказы.

Работа Фердинанда Порше на Адольфа Гитлера

На Берлинском автосалоне 1933 года канцлер Германии Адольф Гитлер объявил о своем намерении моторизировать нацию. Каждый немец должен был владеть автомобилем или трактором. Было представлено две программы – «народный автомобиль» и программа по развитию «высокоскоростной немецкой автомобильной промышленности».

В июне 1934 года Порше получил от Гитлера контракт на разработку народного автомобиля (Фольксваген). Первые два прототипа были построены в 1935 году. Автомобиль был похож на современные конструкции Ганса Ледвинки из компании Tatra. В результате против Porsche был подан иск о нарушении патентов Tatra. Судебный процесс был прерван вторжением Германии в Чехословакию. Через несколько лет после Второй мировой войны Volkswagen выплатил компенсацию.

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше

Гитлер считал чехов недочеловеками, поэтому в 1934 году Порше подал заявление на получение немецкого гражданства. А в 1937 году вступил в нацистскую партию. К 1938 году Фердинанд Порше использовал на своем заводе СС в качестве сотрудников службы безопасности и водителей. Позже даже создал специальное подразделение под названием SS Sturmwerk Volkswagen. В 1942 году он получил звание оберфюрера СС, а во время войны был награжден орденом SS-Ehrenring и Крестом за военные заслуги.

Во время Второй мировой войны Порше внес значительный вклад в военные действия Германии. В 1942 году компания Porsche выпустила конструкцию тяжелого танка VK4501, также известного как Тигр (P). Кроме этого он участвовал в производстве самоходного орудия Elefant (Фердинанд) и сверхтяжелого танка Panzer VIII Maus. Также были разработки и других систем вооружения, включая летающую бомбу V-1.

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше
Танк Tiger I

Обвинение Фердинанда Порше

В ноябре 1945 года компании Porsche было предложено продолжить проектирование Volkswagen во Франции. Сюда же в рамках военных репараций следовало перевезти заводское оборудование. Во Франции у гитлеровского инженера произошел конфликт с главой Renault, героем сопротивления Пьером Лефоше. В декабре 1945 года французские власти арестовали Фердинанда Порше и его сына Ферри как военных преступников. Через 6 месяцев сына выпустили, и он постарался сохранить бизнес. Для этого развивал подразделение по ремонту автомобилей, водяных насосов и лебедок.

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше

Во время суда над Фердинандом Порше выяснилось, что его фабрика во время войны использовала принудительный труд. На ней было занято около 300 рабов, в том числе русских. Во время войны на немецких фабриках было обычной практикой использовать рабский труд. Часто славянские военнопленные находили на них свою смерть.

После войны

Семья Порше вернулась в Штутгарт в 1949 году, не зная, как возобновить свой бизнес. Банки не предоставили им кредит, поскольку завод компании все еще находился под американскими санкциями. Тогда Ферри Порше взял одну из моделей ограниченной серии 356, которую успели разработать пока отец был в тюрьме. С ней он, и посетил дилеров Volkswagen. Так Ферри смог возродить компанию. За следующие 17 лет было произведено более 78 000 Porsche 356.

Чешские зарисовки, Чехия, знаменитости Чехии, чешский автопром, Фердинанд Порше

Рядом с Фаллерслебеном был основан новый город Stadt des KdF-Wagens для завода Volkswagen еще во время войны.  Но массовое производство автомобиля, который позже стал известен как Жук, началось после ее окончания. Сегодня город носит название Вольфсбург и по-прежнему является штаб-квартирой концерна Volkswagen Group.

В ноябре 1950 года Порше впервые после окончания Второй мировой войны посетил завод Volkswagen в Вольфсбурге. Он долго беседовал с президентом Volkswagen Генрихом Нордхоффом о будущем VW Beetles, которые уже производились в больших количествах. Несколько недель спустя у Порше случился инсульт, от которого он не смог оправиться. Фердинанд Порше умер 30 января 1951 года.

ешский зарисовки, Чехия, достопримечательности, Либерецкий край
Фердинанд Порше

В 1996 году компанию Porsche занесли в Международный зал славы автоспорта, а в 1999 году Сам Фердинанд Порше посмертно получил награду «Автомобильный инженер века».

Ежегодно в его родном городе Либереце проводится выставка, которая не только представляет его как дизайнера, но и дает представление о семейной жизни. Городский власти только в 2013 году внесли в содержание выставки не только автомобильные достижения Фердинанда Порше, но и его членство в нацистской партии и СС.

Чешский зарисовки, Чехия, достопримечательности, Либерецкий край
Прокрутить вверх
Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности