Можно как угодно к этому относиться, но равнодушно пройти мимо просто невозможно. Странные скульптуры встречаешь в любой части Праги. И не только Праги. Кто их создаёт и зачем он это делает?
Из биографии Давида Черны
Трудно поверить, но Давид Черни родился в еврейской семье 15 декабря 1967 года в Праге. Еще труднее поверить в то, что он учился искусству и профессионально постигал опыт мировых художников и скульпторов. В 1996 году он окончил Пражскую Академию искусств, архитектуры и дизайна.
Его первая же работа смогла вызвать международный скандал. Так началась карьера Давида Черны, так она и продолжается.
Скульптура Розовый танк
Первой работой Черны стал Розовый танк, который в ночь с 27 на 28 апреля 1991 года появился на площади Кинских в пражском Смихове. Ему показалось, что после событий 1968 года советский танк в том виде, каком он был, не уместен на улицах Праги. Он снял реликвию с постамента, перекрасил в розовый цвет, а на башню установил палец в виде фаллического символа.
Своим творением Черны нанес удар по чувству россиян, изменив облик памятника воинам-освободителям. Этот факт вызвал бурю возмущения не только в нашей стране, но и среди чехов. Российское правительство выразило протест. В результате танк демонтировали и привели в первоначальный вид, а скульптор был арестован за хулиганство. Правда, ненадолго.
Скульптура «Конь»
Безнаказанность порождает вседозволенность. Следующими жертвами насмешек молодого скульптора стали уже сами чехи. Не пощадил он и чувств собственных сограждан. У хулигана возникла идея усадить самого почитаемого в Чехии святого Вацлава на брюхо мертвого коня.
Изначально в 1999 году эта эпичная скульптура была выставлена на Вацлавской площади. Прямо напротив знаменитого памятника. Так он решил немного посмеяться на тему высокопарного чешского патриотизма. Но среди чехов оказались те, кто с этим не согласился. И метафорического Вацлава отправили в пассаж «Луцерна» на Водичковой улице, где она и находится по сей день.
Гигантские младенцы
При всей извращенности автора гигантские младенцы стали самой безобидной работой одиозного скульптора. Они «украсили» Жижкову телебашню.
Появились они там, можно сказать, случайно. Их заказал чикагский музей современного искусства, но плата за них оказалась недостойна мастера. Тогда скупой заказчик отказался от заказа, и младенцы вернулись на родину скульптора.
Телебашня была признана самым уродливым строением Праги. Благодаря младенцам, к ней потянулись туристы, приезжающие в чешскую столицу.
Такие же младенцы появились в парке острова Кампа.
Скульптура «Куда идёшь?»
Если скульптору хулигану все сходит с рук, то почему бы не пойти дальше? От него досталось и соседней Германии.
В один «прекрасный» день в скверике посольства Германии в Праге появился немецкий «трабант» на ножках. Черны – художник, он так видит.
Таким образом он выразил ситуацию, которая сложилась летом и осенью 1989 года в Восточной Германии. Жители этой части страны массово бежали в Западную Германию. На своих автомобилях они доезжали до посольства, где просили политического убежища. А свои автомобили так и бросали, где попало в предвкушении скорой более счастливой и богатой жизни. Некоторые, наверное, еще долго вспоминали свои брошенные трабанты, поскольку на другой стороне никто их не ждал и не осчастливливал.
Скульптура «Энтропа»
Художник и скульптор Давид Черны рос. Рос и его взгляд на несовершенства окружающего мира. Одна из его главных работ осмеяла весть Европейский союз.
Сразу несколько европейских стран были подвержены нападкам скульптора, когда Чехия председательствовала в Совете ЕС. С таким масштабом работы по высмеиванию Европы мастер один ни за что не справился бы. Под его руководством в 2008 году работали сразу 27 художников стран Евросоюза. Они возвели перед зданием Совета Европы гигантский пазл, символично названный Entropa.
Каждая страна, участница ЕС, была отражена самым сильным своим стереотипом. Например, Болгария показана в виде турецкого туалета, а Германия – сетью автомобильных дорог в виде свастики, Австрия – атомной электростанцией, Италия – полна футболистами. По мнению Черны, «стереотипы – это барьеры, которые нужно разрушить».
Другие работы Черны
Если поднять голову и посмотреть вверх на улице Husově, можно увидеть подвешенного человека. Один эпатажный гений, Давид Черны, подвесил другого эпатажного гения – психолога Зигмунда Фрейда. Так он видит отношение Фрейда к смерти.
Ещё один «шедевр» Давида Черны – писающие мужчины. Встречают скульптуры посетителей музей Франца Кафки. Бронзовые мужчины стоят в чаше, напоминающей карту Чехии, и фигурно выписывают цитатами известных людей.
Это далеко не все работы скульптора, которые можно встретить в Праге. Если вы знаете другие, добавляйте в комментариях.