Операция Антропоид – так называлось покушение на Рейнхарда Гейдриха состоялось в Праге 27 мая 1942 года. Исполнили задуманное два члена чехословацкого Сопротивления, словак Йозеф Габчик и чех Ян Кубиш.
В результате этого акта Гейдрих 4 июня скончался от полученных ран. В отместку за смерть Гейдриха нацисты сравняли с землей деревню Лидице и поселок Лежаки. Убили более 1500 чешских патриотов.
Однако Йозеф Габчик и Ян Кубиш ликвидировали одного из самых влиятельных лидеров немецкого Третьего рейха не в одиночку. Им помогли десятки чешских патриотических семей, о которых история практически не распространяется. Они прятали десантников, снабжали их едой, оформляли документы, передавали информацию и хранили их оружие. Выжить удалось не многим. 294 родственника и помощников расстреляли или отправили в концлагерь Маутхаузен.
Например, даже беременную Франтишку Сивкову (фото ниже), сестру парашютиста Йозефа Вальчика, арестовали. Над ней издевались. А после родов казнили. Та же участь постигла четырнадцатилетнюю Йиндржишку Новакову (фото ниже), которая после покушения на Гейдриха спрятала велосипед Кубиша. Не менее ужасно поступили и с соратницами героев-десантников из Антропоида Анной Малиновой (фото ниже) и Марией Коварниковой.
Ярослав и Ярмила Смрж
Они помогали парашютистам избавляться от ненужного снаряжения. Обоих казнили в конлагере Маутхаузен.
Пльзеньская семья Краловых
Адрес Вацлава Крала, старшего инспектора полиции в отставке, был передан десантникам перед самым их вылетом на задание. После прибытия Йозефа Габчика и Яна Кубиша в Пльзень (30 декабря 1941 года) Вацлав Крал предоставил им жилье. Габчик пробыл у Крала несколько дней, чтобы вылечить травму ноги, полученную во время прыжка с парашютом (29 декабря 1941 г.). Крал снабдил обоих мужчин фальшивыми документами. Он же помогал десантникам во время операции «Канонбери» – зажжения сигнальных костров в ночь на 26 апреля 1942 года перед атакой британских ВВС на завод Skoda в Пльзени. Семья была убита.
Учитель Ян Зеленка-Гайский
Ближайший соратник Габчика и Кубиша и главный сторонник их плана по ликвидации Гейдриха. В безвыходной ситуации он покончил с собой.
Франтишек Шафаржик
Сотрудник Пражского Града снабжал Антропоид важной информацией о передвижениях Гейдриха и его вооруженного эскорта. Он пережил войну.
Семья Новак
Семья с самого начала была вовлечена в сотрудничество с группой Антропоид. Они участвовали в подготовке убийства. Квартира семьи стала первым пражским убежищем Йозефа Габчика и Яна Кубиша. Четырнадцатилетняя Йиндржишка (на фото в центре) подобрала велосипед Яна Кубиша после покушения на Гейдриха. Вацлав Новак, его жена Мария (на фото справа), сын Вацлав, дочери Анна и Йиндржишка были убиты нацистами в Маутхаузене.
Мария Моравцова
Вместе со своим мужем Алоисом и сыном Властимилом она снабжала десантников продовольствием и всем необходимым. Моравцовы были одними из самых важных и самых преданных соратников десантников. Без них подготовка покушения на Гейдриха была бы просто немыслима. Мария Моравцова избежала ареста, приняв яд. Ее муж Алоис и сын Властимил были убиты в Маутхаузене.
Сонневендовы: Ян, Мария и дочь Людмила
Ян Сонневенд участвовал в поддержке и укрытии десантников как председатель православной религиозной общины и пресвитер церкви Кирилла и Мефодия. Семья и его зять Йозеф были убиты.
Епископ Горазд и капеллан Владимир Петржек на православной мессе
После убийства православная церковь предоставила десантникам убежище в крипте своего храма. Петржек обеспечивал связь и ежедневный уход за ними. После того как убежище было обнаружено, арестовали всех причастных к укрытию десантников: епископа Горазда, приходского священника Вацлава Чикла, капеллана Владимира Петржека и председателя церковной общины Яна Сонневенда. После войны Йозеф Шембера, один из руководителей пражской православной общины, свидетельствовал, что Петржек спас его жизнь и жизнь его жены своим молчанием, хотя его жестоко пытали на допросах в гестапо. Все они были убиты в Кобылицах.
Индржишка Новакова (14 лет), Ева Фалтова (15 лет), Ирис Сверакова (16 лет), Карел Сверак (15 лет).
Самые юные жертвы гестаповского террора.
Анна Малинова
Одна из ближайших соратниц Йозефа Габчика и Яна Кубиша. Помимо того, что она прятала их вместе со своей подругой Марией Коварниковой, она сопровождала их по Праге, поскольку мужчины в сопровождении молодых женщин не привлекали ненужного внимания полицейских патрулей. После ареста гестапо она выдавала себя за простую «любовницу» Йозефа Габчика. Она убедила гестаповцев, что не участвовала в подготовке покушения на Гейдриха. Не выдала и важной информации, например, о существовании вышеупомянутого Франтишека Шафаржика, который информировал о присутствии Гейдриха в Праге. И Анну, и Марию убили в Маутхаузене.
Жена Олдржиха Фролика
Вместе со своими друзьями Ярославом Пехманом, Яном Зеленкой-Гайским и капитаном Карелом Павликом Фролик принадлежал к радикальной октябрьской фракции организации сопротивления «Сокол». Он отвечал за оружие для Антропоида. После того как 15 сентября 1942 года в его квартиру пришли гестаповцы, он открыл огонь – застрелил сотрудника гестапо Алоиса Грубера и тяжело ранил его коллегу Эрнеста Хенига. Третьему сотруднику гестапо, Альфреду Келлеру, удалось скрыться. После этого Фролик вместе со своей женой Барбарой покинул квартиру. Позже они попали в засаду большого отряда гестапо. Обоих убили в Маутхаузене.
Анна Чалоунова, артистический псевдоним Летенска
Вместе со своим мужем Владиславом Чалоуном она дала приют врачу Бржетиславу Лычеку (и его жене Франтишке), который лечил Яна Кубиша, раненного взрывом бомбы на следующий день после покушения на Гейдриха. Семья Лычековых не спасались от гестапо. Все они были убиты в Маутхаузене. Летенска не дожила до премьеры своего последнего фильма «Я приду сейчас» (режиссер Отакар Вавра).
Милада Франтова
Член организации сопротивления «Мы останемся верными» вместе со своим мужем врачом Иржи Франтой. После нападения на Гейдриха тоже лечила Яна Кубиша, раненого взрывом бомбы. Миладу убили в Маутхаузене. Гестаповцы искренне не понимали, почему в сопротивлении участвовали представители высшей интеллигенции и зачастую очень обеспеченные люди, которые жили в достатке и не имели причин сопротивляться диктатуре. Оба врача были докторами медицинских наук.
Гана Крупкова
Связная десантников. Вместе со своим мужем Вацлавом Крупкой она поддерживала связь между командиром парашютной эскадрильи Silver A в Пардубице и десантниками в Праге. Она выжила только чудом и сумела спасти жизнь своего заключенного мужа. После событий 1968 года она эмигрировала в Федеративную Республику Германия.
Франтишка Сивкова
Сестра Йозефа Вальчика из группы Silver A, прятала брата вместе со своим мужем Франтишеком Сивком (на фото вместе) после того, как он бежал из Пардубице 23 марта 1942 года. Четвертый сын Франтишки родился в немецкой полицейской тюрьме в Панкраце 20 октября 1942 года, незадолго до убийства матери. Он был переведен в специальное детское учреждение. После войны его усыновили.
Антонин Вальчик
Гестапо арестовало за поддержку брата Йозефа Вальчика, члена группы Silver A. Антонина, его сестру Людмилу, братьев Алоиса и Эмиля, включая их жен, а также его родителей Яна и Веронику Вальчика убили в Маутхаузене.
Либослава Фафкова
Вместе со своими родителями Либославой и Петром Фафковыми и сестрой Релой они прятали членов Антропоида и все это время снабжали продовольствием десантников, спрятанных в крипте пражской православной церкви святых Кирилла и Мефодия. Вся семья была убита в Маутхаузене.
Альжбета Есенска
Она и ее муж Ян Есенска поддерживали десантников едой, деньгами и предметами первой необходимости до покушения на Гейдриха. А также после того, как они укрылись в церкви святых Кирилла и Мефодия в Праге. Оба супруга были убиты выстрелом в затылок в Маутхаузене.
Антонин Октабек
Вместе с Франтишеком Хейлем, Бржетиславом Личкой, Вацлавом Новаком, Франтишеком Пехачеком, Ярославом Пискачеком и Яном Зеленкой-Хайским он был одним из главных действующих лиц и сторонников физической ликвидации Гейдриха и одним из самых важных сотрудников группы Антропоид в Сокольском сопротивлении. Антонина Октабека и его жену Власту убили в Маутхаузене.