Празднование Вальпургиевой ночи уходит своими корнями в далекое прошлое к древним кельтам. Христианство приняло эту ночь для прославления святой Вальпургии, которая боролась против темных сил. Постепенно традиция отпугивания злых духов превратилась в охоту на ведьм.
Интересно то, что в каких-либо старочешских источниках об этом обычаи нет ни слова. По мнению некоторых историков, Вальпургиева ночь распространилась здесь под влиянием Германии. И уже в середине XIX века обычай сжигать ведьм был запрещен как суеверие. Но все течет, все меняется. Современной Чехии приглянулся мистицизм прошлого и традиция отмечать с 30 апреля на 1 мая Вальпургиеву ночь возродилась. Сейчас живых ведьм, слава Богу, уже не сжигают. Но сожжение чучела ведьмы, желательно с метлой, осталось по сей день. Кроме Чехии, этот праздник отмечается в немецкоязычных странах и Скандинавии.
В те старые времена, когда Вальпургиевой ночи придавали первоначальное значение, считали, что именно в эту ночь темные силы правили с необычайной и угрожающей силой. Сила и магия в основном приписывались полной луне, которая восходит в эти ясные ночи. Вся магическая сила якобы стекалась в некоторые места ведьминого мира. Люди в деревнях и городах действительно верили, что ведьмы пролетают над их головами и домами на свой ночной шабаш. Ходили служи, что ночными шабашами управлял сам дьявол. В эту ночь ведьмы смазывали свои метлы волшебной мазью, чтобы они могли легко летать. А сами приобретали способность превращаться в разных животных или насекомых, таких как кошки или мухи.
Поэтому в эти дни люди больше, чем когда-либо, боялись ведьм. Они носили веточки папоротника и мазали дома святым мелом. И верили, что различные священные символы и предметы защитят их от злых сил, принесенных ведьмой.
Ведьминский шабаш собирался тоже не просто так. Ему приписывают особое значение. Якобы главной миссией ведьм в эту ночь была встреча непосредственно с самим дьяволом, который руководил сборищем ведьм как получеловек-полукозёл. Каждая ведьма должна была рассказать дьяволу о своих планах и намерениях. Дьявол назначал новые задания, которые необходимо выполнить до следующего шабаша, а также вводил новых членов, чему предшествовали различные ритуалы. Ведьмы собирались в пустынных местах, в скалах или горах, разжигали костры, совершали ритуалы и даже часто приносили кого-то в жертву, дьявол же просто за этим наблюдал.
Сегодня к этому празднику не относятся так серьезно, как много лет назад, люди не нуждаются в защите от ведьм и даже не боятся их. Поэтому из «ведьминских сожжений» прошлого в сегодняшний день перешло не многое. К тому же успело обрасти новыми особенностями. Прежде всего, празднику придали иное значение. Первоначальное защитное и религиозное значение сменилось развлекательным и социальным. Теперь это стало больше семейным и дружественным мероприятием. В преддверии ночи стало принято собираться большими семьями или в кругу друзей. Так же устраиваются общие городские или сельские мероприятия.
Это время коллективных пикников с оригинальными угощениями.
Среди самых эффектных – своеобразный «карнавал ведьм».
Из сохранившихся традиций остался и костер, вокруг которого происходит основное действо этой ночи. Только теперь в кострах горит чучело ведьмы.
Возможно, вы сами очень удивитесь, но в Чехии существует даже Федерация ведьм. Это, конечно, не те ведьмы, которые в средневековье общались с дьяволом. Об их основном законе вы можете прочитать здесь.