Кто виноват в падении чешской экономики

Виновником назначен простой среднестатистический чех.

Чешское статистическое управление продолжает подводить итоги прошедшего 2023 года. И выводы неутешительны.

В прошлом году спасла чешскую экономику только автомобильная промышленность. Об этом свидетельствует первый подробный баланс важных отраслей промышленности.

А вот обычные чехи с их покупательской способностью оказались слабым звеном национальной экономики. По сравнению с 2022 годом чехи потратили на 4,1% меньше. А если сравнивать с докризисным 2019 годом, то вообще почти на 5%.

Домохозяйства начали активно экономить сразу же с началом инфляции, при этом их сокращение является беспрецедентным во всей Европе. Близко к этому приблизились лишь итальянские, бельгийские и австрийские семьи, т.е. в основном граждане стран, где потребление всегда было традиционно выше.

Больше всего чехам удалось сэкономить на продуктах питания, которых в прошлом году они купили на 10,7% меньше, чем четыре года назад. Просто-напросто люди стали меньше питаться.

Тем не менее, эксперты увидели свет в конце тоннеля. Позитивный, хоть и медленный сдвиг произошел в конце года. Народ не стал отказывать себе в еде во время рождественских праздников. Тем самым  оборот розничной торговли в декабре прошлого года увеличился на 1,6% по сравнению с последним месяцем 2022 года.

Но факт декабрьского раскошеливания не сильно вдохновляет экономистов. Если сравнивать розничный товарооборот последнего месяца 2023 года с балансом допандемичного 2019 года, то продажи не поднялись, а упали. Причем упали на целых 7,2%.

Лучшие новости пришли из промышленности, показатели которой по сравнению с докризисным периодом, хотя и минимально, выросли. В то же время производство снизилось в десяти европейских странах, второй по величине показатель в Германии, которая является основным партнером чешских компаний.

Промышленность Чехии осталась на плаву, хотя ей пришлось сократить энергоемкие операции, такие как производство стали и строительных материалов. По данным экспертов, автомобильным компаниям удалось сохранить результаты «благодаря ранее невыполненным заказам». Без этого весь промышленный сектор также оказался бы в убытке.

Частично проблемой оставалась строительная отрасль, где сократилось строительство квартир, офисов и крупных инженерных сооружений, в том числе автомагистралей. За весь год частные и государственные инвесторы сократили строительство на 2,6%. Поэтому Чехия относится к странам, где пока не смогли восполнить дефицит, уже произошедший в 2020 году.

Пять экономик ЕС имеют худший баланс, среди них Испания, Ирландия и Швеция, т.е. страны, известные частым повторением кризисов недвижимости.

Прокрутить вверх
Мы используем cookie-файлы. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности