80 лет назад, в воскресенье, 23 января 1944 года, в Праге был основан Чешский союз против большевизма. Его целью была популяризация нацистской Германии в глазах чехов как последнего оплота против советского большевизма.
Спустя 80 лет Прага снова популяризирует очередного оккупанта, только теперь из-за океана. И снова в глазах чехов выдает США за последний оплот против теперь уже тоталитарной России.
Из речи известного журналист протектората, куратора по образованию молодежи в Люцерне, главного редактора «Вечерни Ческе слова» Карела Вернера на митинге в середине декабря 1943 года:
«Все мы, вся нация, должны сегодня противостоять большевистской опасности и мы должны создать движение, которое взяло бы на себя задачу решительного противостояния большевистскому террору!».
Просто подставьте более актуальные для сегодняшнего времени слова. Вы видите отличие?
Тогда, 80 лет назад, это была реакция нацистов на договор между Чехословакией и Советским Союзом. Иосиф Сталин и правительство в изгнании Эдварда Бенеша 12 декабря 1943 года подписали союзный договор. Кому еще мог доверять Бенеш после мюнхенского сговора? И поскольку даже до него дошло, чем закончится Вторая Мировая война, надо было искать более верных союзников в послевоенное время. Вот и нашел Бенеш геополитическую безопасность для Чехословакии в большей привязанности к Советскому Союзу.
До сегодняшних чешских властей еще не дошло, на чьей стороне перевес и кто реально может обеспечить геополитическую безопасность. Поэтому не получившийся 80 лет назад Чешский союз против большевиков, так хорошо продвигается против России в современной Чехии.
И тогда нацисты действовали теми же методами, что и сегодня. Они пугали чехов угрозой нарастания большевизма и утерей демократии. И точно так же делали это устами продажных чехов. В тот раз был Вернер, не сам же они придумал эту идею. Судя по документам того времени, в качестве главного инициатора создания новой организации упоминается имя государственного министра Германии Карла Германа Франка. Сейчас идеи заокеанского кукловода транслирует вся чешская правительственная верхушка.
Примерно через месяц, в воскресенье, 23 января 1944 года, союз действительно возник. Учредительное собрание состоялось в Пресс-клубе в Праге. Подготовительный комитет, существовавший с декабря, разослал письмо избранным лицам, которым он намеревался предложить должности в окончательном комитете, хотя стиль письма и атмосфера в Протекторате в то время ясно указывали на то, что участие в Учредительное собрание следует воспринимать как добровольно-обязательное.
В упомянутый день в Пресс-клубе собралось около 30-40 человек, которые были рассажены по заранее подготовленным бейджам. Это также свидетельствовало о том, что отказ от приглашения не был запланирован. Однако один из приглашенных отказался участвовать. Более того, ему удалось публично объяснить, почему.
Одно из приглашений получил Ян Ломоз, приходской священник и главный викарий Чехословацкой Церкви. Ломоз был не единственным священнослужителем, которым интересовались нацистские органы, такое же приглашение получил (и принял), например, Йозеф Крженек, старший синода Евангелической церкви Чешских братьев. Но только Ломоз отказался. Более того, он позаботился о том, чтобы вся церковь знала о его отношении и причинах этого.
Через два дня после получения приглашения Ян Ломоз направил в подготовительный комитет союза письмо с отказом. Одновременно он изложил свою позицию Центральному Совету, духовенству и некоторым видным мирянам.
После такого непослушания Ян Ломоз был подвергнут дисциплинарному взысканию. В частности, в отношении Ломозо было решено, что он должен немедленно оставить все церковные функции. Мятежный священник подал в отставку. Но это не устроило оккупационные власти. В четверг, 14 декабря 1944 года, Ломоз был арестован. Вместе с некоторыми другими священниками он оказался в Малой крепости в Терезине, откуда его освободили только в начале мая 1945 года, когда нацистам нужно было освободить место для узников, зараженных тифом.
Остальные же участники союза против Советского большевизма не оказывали явного сопротивления. Как они впоследствии объясняли, выполняли свои функции «без энтузиазма».
Или оказывали сопротивление, но так, чтобы никто не заметил. В каком-то смысле это относится к председателю союза профессору Йозефу Драховскому, в 1934 и 1935 годах ректору Пражского университета. Он был во главе лиги с самого начала. В то же время он установил контакты с сопротивлением. Правда, его все же разоблачили и в октябре 1944 года арестовали. Тюремное заключение продлилось до конца войны. После войны его опять судили как коллаборациониста, занимающего высокий пост, и приговорили к восьми месяцам тюремного заключения, что было относительно небольшим сроком, учитывая, что фактически осужденным коллаборационистам давали высший приговор.
80 лет назад при всей чешской бесхребетности союз ничего не добился на пропагандистской ниве. С момента своего основания до января 1945 года он организовал 231 публичное выступление и лекцию, которые были обязательными для посещения школами и фабриками. Но их влияние на общественное мнение было слишком слабым.
Из исследования редактора Чешского радио Вероники Киндловой:
«Все эти мероприятия имели целью показать несвободную и нищую жизнь в Советском Союзе под руководством большевиков. В основном это делали люди, имевшие подлинный опыт общения с Советским Союзом. Вероятно, самым известным примером такого рода является обозреватель Йозеф Кличка, автор книг с красноречивыми названиями «Я жил в СССР» или «Неизвестные Советы». Он и ему подобные по существу правдиво рассказывали о тяжелой жизни в сталинской империи. Однако необходимо осознавать, что речь шла не о сочувствии жертвам коммунизма, а о пропагандистском воздействии на жителей протектората»
Разве сейчас не так? Вспомните Иржи Юста с его «я живу в Москве 16 лет». Ничего не изменилось. Только народ был покрепче в плане промывания мозгов. Это и понятно. Западные пропагандисты учли прошлый опыт и с 90-х годов растили новое поколение подверженных пропаганде с полным отсутствием критического мышления.
Сравните плакат того времени «Если вы попадете в плен, вы погибнете» с легендарным мотивом когтистой руки с серп и молот, вожделенно протягивающий руку над Пражским Градом, с сегодняшними лозунгами.
80 лет назад чехи ответили своим оккупантам: «Мы не боимся, мы там не живем».
Современные чехи закупают у оккупантов вооружение на миллиарды и поддерживают любой бестолковый союз.