Исполнительная власть
Президент
Во главе Чешской Республики стоит Президент. Срок его правления 5 лет. Ранее Президент избирался Парламентом большинством голосов. С 2013 года Президента выбирают прямым всеобщим голосованием граждан страны. Его можно переизбирать не более чем на два срока подряд. Он же представляет исполнительную власть Чехии.
С марта 2023 года пост президента Чешской республики занимает Петр Павел.
Петр Павел (Petr Pavel) – чешский государственный, военный и политический деятель, генерал армии в отставке. В прошлом — председатель Военного комитета НАТО (2015—2018), первый представитель восточноевропейского государства на этой должности, начальник Генерального штаба Армии Чешской Республики (2012—2015).
Президент Чешской Республики имеет следующие полномочия: назначать правительство, подписывать законы, заключать и ратифицировать международные договора, объявлять выборы, проводить амнистию и выносить решения о помиловании.
Правительство
Правительство является верховным органом исполнительной власти.
В состав правительства входят: премьер-министр, заместители премьер-министра и министры, назначаемые на свои посты президентом республики.
28 ноября 2021 года на тот момент президент Милош Земан утвердил на должности премьер-министра Петра Фиалу (ODS).
Состав правительства утвержден 17 декабря 2021 года. В него вошли представители партий ODS, STAN, KDU-ČSL, TOP 09 и Чешская пиратская партия.
Правительство в целом несет основную ответственность за руководство страной и разработку законодательства, управляет работой государственного аппарата, реализует исполнение законов и в рамках данных законов издает постановления и распоряжения.
Правительство подотчетно Палате депутатов, которая имеет полномочие выразить вотум доверия или недоверия правительству.
Законодательная власть
Парламент Чешской Республики
В Чешской Республике законодательная власть принадлежит Парламенту, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената, который разрабатывает и принимает законы страны. Законы, принятые Парламентом, публикуются в сборнике Свода законов ЧР.
Палата представителей (нижняя палата)
В Палате представителей заседают 200 членов. Депутаты избираются на 4 года тайным голосованием на основе избирательного права.
В полномочия Палаты входит рассмотрение и одобрение законов, которые потом будут направлены в Сенат. Еще одной важной функцией нижней палаты будет принятие решения о выражении вотума доверия правительству. Если за это проголосует не менее 50% всех её членов. Кстати, при определенных обстоятельствах, президент может распустить Палату депутатов.
Последние парламентские выборы в Чехии проходили в октябре 2021 года. По их итогам в состав Палаты представителей вошли коалиция «Вместе» (ODS, KDU-ČSL и TOP 09), партия ANO 2011, коалиция «Пираты и Старосты» и движение SPD.
Председателем палаты депутатов выбрана Маркета Пекарова Адамова от партии TOP 09.
Сенат (верхняя палата)
Сенат объединяет 81 сенатора. Сенаторов избирают на 6 лет тайным голосованием на основе избирательного права. При этом один раз в два года переизбирается одна треть сенаторов.
Сенат принимает бюджет Чехии, конституционные законы и международные договоры. Главное, чтоб за тот или иной документ проголосовало 3/5 всех сенаторов. Сенат распустить нельзя.
Руководит Сенатом его председатель. С ноября 2022 года пост председателя Сената занимает Милош Выстрчил от партии ODS.
Основным законом Чешской Республики является Конституция Чешской республики. Была принята Чешским национальным советом 16 декабря 1992 года. В свою силу вступила 1 января 1993 года.
Судебная власть Чехии
Суд
Суды в Чехии подчиняются Министерству юстиции, но при этом Министерство юстиции не вмешивается в деятельность судов. Благодаря этому у судов есть полномочия решать спорные судебные дела, в которых одним из участников спора является государство, например в административном делопроизводстве.
Чешские суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданскому праву, в которое входят финансовое, семейное, наследственное право, а также по уголовным и административным правонарушениям. Суды наделены исключительным правом вынесения решений в отношении виновности и наказания.
Систему судов общей юрисдикции составляют: Верховный суд, Верховный административный суд, областные и районные суды. Как правило, большинство заявлений решаются областными и районными судами первой инстанции. Тем не менее, решение суда можно обжаловать в вышестоящей судебной инстанции.
Судьи назначаются президентом республики на неопределенный срок.
Конституционный суд
Он же осуществляет и Конституционный контроль. Конституционный суд не входит в систему судов общей юрисдикции.
Если нарушены права человека, пострадавший (им может быть человек, организация, политическая партия или общественное движение) обращается именно в Конституционный суд. Там принимают решение об отмене юридических предписаний по жалобам, связанным с нарушением конституционных прав и свобод граждан.
Все права и свободы граждан прописаны в Конституции Чешской Республики, Декларации основных прав и свобод и в других конституционных законах страны.
Истец обязательно должен быть представлен адвокатом.
Прокуратура
Прокуратура, представляя государство и охраняя интересы общества, наделена правом:
– от имени государства предъявлять обвинительное заключение в отношении лиц, обвиняемых
в совершении уголовного преступления и представлять государственное обвинение в ходе судебного процесса,
– осуществлять надзор за деятельностью органов полиции и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в ходе расследования уголовных преступлений,
– осуществлять надзор за исполнением законов в местах лишения свободы (тюрьмах, других исправительных учреждениях и т.п.)
Прокуратура не является независимым органом и подчиняется Министерству юстиции. Местонахождение и участки отдельных прокуратур соответствуют местонахождению и участкам судов.
Самоуправление
Система власти в Чешской республике состоит из трех ветвей: законодательная, исполнительная и судебная. У каждой ветви есть свои строго прописанные полномочия. Выходить за рамки их полномочий не может даже президент. Каждый орган решает те вопросы, которые ему предписаны. И многими из этих полномочий (в рамках Конституции страны и законодательства ЧР) наделены органы власти на местах.
Государственное управление
Соблюдение государственного интереса в соответствии с Конституцией ЧР контролируется центральными органами государственного управления – министерствами. Всего в правительстве Чешской Республики 13 министерств.
Министерствам ЧР подотчетны органы государственного управления на местах. Таковыми являются, например, бюро по трудоустройству или налоговые инспекции. В каждой области органы управления представлены областными органами, а населенные пункты – муниципалитетами. В зависимости от объема исполняемой государственной работы выделяются населенные пункты с расширенной сферой деятельности и населенные пункты с уполномоченным муниципалитетом.
Общественное управление
Кроме органов государственного управления весомые полномочия на местах имеют органы общественного управления.
Населенные пункты
Главный орган управления населенного пункта, наделенный особыми полномочиями в сфере общественного управления – это представительство населенного пункта. Кроме того, к органам управления населенных пунктов относятся: совет населенного пункта (исполнительный орган), староста, муниципалитет, особые органы, создаваемые для выполнения уполномоченной деятельности.
Края
Чехия разделена на 14 краев.
Столица Прага является одновременно краем и населенным пунктом. Органами общественного управления Праги будут представительство столицы, совет столицы, мэр, мэрия. Городская полиция Праги выделяется в особый орган столицы. И если общественный орган управления Праги принял какое-либо решение в рамках законов или подзаконных актов Чехии, то его никто не будет оспаривать. При любых нарушениях есть единственный способ все исправить – суд. Так и произошло с памятником Коневу, когда россияне интересовались, куда смотрит президент Чехии. А президент в данном случае может лишь выразить свое мнение. И он это сделал, не поддержав власти Праги 6.
Органами общественного управления в остальных областях являются: представительство области (главный орган области, принимающий решение по всем вопросам в сфере общественного управления областью), областной совет (исполнительный орган), староста, областная администрация, особые органы, учрежденные для выполнения уполномоченной деятельности.